К интровертным упражнениям относится медитация над чакрами, эмоциями, эго любым элементом нашего «Я». К ним же причисляют различные техники посвящения себя Высшему существу, или Богу, например джапа-медитацию или медитацию над конкретным божеством, святым. Монахи и отшельники-аскеты избирают этот вид медитации, посвящая всю свою жизнь духовным поискам.
Как уже было сказано, к медитациям посвящения относят техники джсиш-йоги. Медитировать можно над звуком «Ом», какой-то конкретной мантрой воззванием или просто повторяя имя избранного божества (ишта-деваты). При этом используют специальные четки из 108 бусин. В Индии их делают из рудракши (голубого клена) или тулси (базилика священного). Мантру повторяют от 108 до 1080 раз в день. Воспевать ее можно в уме, шепотом или вслух. Чтобы ум не уставал от монотонности и не начинал блуждать, желательно чередовать эти способы произнесения священных формул. Во время такой медитации ум целиком и полностью сосредотачивг1ется на Божественном на силе, свободной от ложного эго, страхов, заблуждений. Соприкасаясь с ней через священные звуки, медитирующий исполняется смирения перед Богом, сдает всего себя на милость его воли, проникается благостью и добродетельностью. В таком состоянии человеку раскрываются законы Вселенной тот миропорядок, в котором сосуществуют земля, вода, деревья, воздух, живые организмы. При высоком уровне мастерства ощущается полное единение с каждой клеточкой своего организма, а вместе с ним естественная связь своего существа с окружающим миром и Творцом.
Более доступной для обывгггеля интровертной техникой является медитация над эмоциями, которая в последнее время становится все более популярной на Западе. Ее использзаот не только духовные учителя, но и психотерапевты с классическим университетским образовгшием. Секрет этой техники прост: она способна быстро избавить от стресса, гнева или скорби. Во время занятия необходимо устроиться в удобной позе и пригласить ту эмоцию, которая «топчется у дверей». Как только почувствуете отклик, не гоните чувство прочь, но и не поторапливайте его доверьтесь своей эмоции, пусть она возникает самопроизвольно, в том ритме и с той интенсивностью, которые изберет для себя сама. Ощутите ее всем сердцем, наблюдая за тем, насколько она омрачает (если это тягостное чувство) душевное состояние или, наоборот,
привносит в него радость. Далее почувствуйте эмоцию всем телом, обращая внимание на то, как реагируют на нее конечности, корпус, голова. Понаблюдайте за тем, что происходит с температурой тела и дыханием. Испытайте эти ощущения в полной мере. Не исключено, что в какой-то момент вы ощутите привкус эмоции. Может быть сладким, у скорби горьким, у злости острым, аревности кислым. Ощущения бывают самыми разными в конце концов, этот опыт сугубо индивидуален. Как бы то ни было, «свидетельствуйте» свое чувство, пребывая в нем и одновременно наблюдая за ним со стороны. При правильной практике подобная работа может в достаточно короткие сроки привести к катарсису, самоочищению, заставить полностью пересмотреть способы своего внутреннего существования, трансформировать их в более подходящие и приемлемые.
Комментариев нет.